Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно в МАОУ «СОШ с.Ново-Кусково Асиновского района Томской области» неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития:
— слабовидящие (вариант 4.1)
— тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
— нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1)
— задержкой психического развития (вариант 7.1)
Обучение в общеобразовательной школе детей с ОВЗ может быть представлено следующими вариантами:
- инклюзивное обучение в общеобразовательном классе по адаптированным общеобразовательным программам;
- специальный (коррекционный) класс, обучающийся по адаптированным общеобразовательным программам;
- обучение на дому.
Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому. Основание для обучения на дому является медицинское заключение (МСЭ), а не заключение ПМПК. Учителя, работающие с этим ребенком, составляли адаптированные рабочие программы. На этого ребенка ведется отдельный классный журнал.
Особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями — детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития — в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование подразумевает обучение «особых» детей в одном классе со здоровыми школьниками, а не в специальном классе, созданном при общеобразовательном учебном заведении.
Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.
Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
В нашей школе в 2 — 9 классах инклюзивно обучаются дети с ОВЗ. В школе создан и работает психолого-медико-педагогический консилиум, задачей которого является обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.Учителя-предметники работают по адаптированным рабочим программам, способствующим реализации права, обучающихся на получение образования.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ «СОШ с.Ново-Кусково Асиновского района Томской области» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми с ОВЗ с учетом их психофизических и физиологических особенностей.
В школе созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) обучающегося организуется индивидуальное обучение на дому;
- вопросы деятельности школы, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы локальными актами;
- разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы для всех категорий детей с ОВЗ, а также адаптированные рабочие программы;
- организованы коррекционные занятия с обучающимися 1-4 классов с ОВЗ во внеурочной деятельности (5 часов);
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического или психического развития в школе работает педагог-психолог, социальный педагог;
- для обеспечения эффективной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в школе при необходимости проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями, педагогами.